Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 101

Стокгольм, который занимал исключительное положение среди городов страны и пользовался преимущественным вниманием со стороны властей, торговал без пошлин по всей Далекарлии и имел аналогичные привилегии в других районах; на его же рынках торговать с иностранцами могли лишь немногие города и то с из- ьестпыми ограничениями; торговать в Стокгольме с бондами мог­ли только города, расположенные южнее столицы 14°.

,36 PRF, N 33, 49, 230.

,37 DS, N 335; PRF, N 25, 30. 55. 117. 17Я; Larsson В. Jonkцpings lдns historia,

s. 82.

138       PRF, N 205, 210, 250; Skдnninge historia, s. 92.

139       PRF, N 98, 106.

140       Ibid., N 101, 153; MESt, KmB, XXXIV.

Не менее сложная борьба велась городами за право вывоза тех или иных товаров, право активной или пассивной внешней тор­говли.

Торговое соперничество между городами имело внутрисослов- ный характер — это была существенная часть борьбы за распре­деление и перераспределение привилегий и в конечном счете соб­ственности, внутри самого бюргерства. Результатом явилось складывание к середине XV в. все той же системы ранжирования, типично феодальной иерархии городов, восходящие ступени 'ко­торой отличались последовательным расширением привилегий и прав. Низшую занимали города с правом местной торговли. Вто­рую составляли «внутренние», или «верхние», города (uppstдder), которые независимо от наличия или отсутствия в них гавани мог­ли торговать только внутри страны; иногда это право было моно­польным. Хартия 1517 г. упоминает три «верхних» города — Вад- сттту, Лпттчёпинг, Шенпинге U1, но их было больше. Сам термин восходит к 1461 г. Затем шли «внешние», или «морские», горо­да (sjцstдder), которые имели право пассивной внешней торговли, т. е. приема и выпуска иностранных судов. Во второй половине XIV в. такое право имели Кальмар, Сёдерчёпинг, Йёнчёпинг, Ска- ра, Людос, Вестервик, в 1491 г. среди морских городов называли Евле . В их среде как-то выделялись так называемые axelstд- •der (Екшё в 1452 г., Эллехольм в 1501 г. и др.) . Самое высокое положение занимал Стокгольм, близкое к нему — Або: они имели права активной внешней торговли (на своих кораблях), пере­грузки товаров из «верхних» и части «морских» городов, надзора за мерами и весом; это были стапельные порты Швеции.