Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 102

Из приведенного материала видно, что система ранжирования городов до конца рассматриваемого периода не стала жесткой. По­ложение большинства из них все время менялось, между городами происходила непрерывная борьба, в ходе которой отдельные цен­тры то теряли, то обретали торговые привилегии высшего уровня (их «необходимый» уровень предусматривался положением чёп- стада). Но сама по себе эта система рангов уже существовала. И можно заметить, что позиция города в области именно внешней торговли определяла как ранг его торжища, так и во многом его общее место среди других городов .

Примечательно, что внешнеторговых центров было совсем не­много: два крупнейших, еще 6—7 с правом пассивной внешней торговли. Остальные города, даже приморские или имеющие пря­мые связи с морем, были заняты исключительно или по преиму­ществу внутренним обменом. Законодательство в этой области, явившееся плодом действия двух факторов — определенной по­литики правительства и соперничества в среде самих городов, — отражало объективную и вполне логичную картину положения города в мире торговых связей тогдашнего общества, как центра прежде всего внутреннего обмена.

Возвращаясь к борьбе городов за торговую монополию, отме­тим еще одно направление, связанное с социальной стратификаци­ей торговли внутри городского сообщества (о чем отчасти гово­рилось в связи с оформлением сделки). В жалованных грамотах иногда особо оговаривается, что право посещать ярмарку или ры­нок в каком-то городе имеют только оседлые (bofaste) и даже се­мейные люди . В принципе это правило обращено против под­ключения чужаков к привилегиям конкретного города. Но здесь защищается право имепно бюргеров. Стадслаг вносит уточнения и другого рода: из числа бюргеров профессиональной торговлей могут заниматься только чёпманы (kцpman), т. е. лица, имеющие статус профессионального купца. Именно чёпманы действуют в сфере внешней торговли (см. гл. 5). При этом и в их среде разные имущественные группы имеют разные права. Так, в зависимости от того, какой капитал «предъявляет» купец или его агент (от се­бя или от группы складников) — 40 мк и более, 20—40 мк, менее 20 мк,—он может претендовать на оптовую, полуоптовую или мелкую закупку экспортного товара, причем, виды товаров, под­лежащих закупке торговцами с разным капиталом, тоже неоди­наковы .