Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 121

Материалы о сухопутных дорогах Упланда (которые здесь, как и во всей стране, стали основой дорог нового и новейшего времени) дают важные свидетельства о повседневных связях Сток­гольма с соседними городами. Специальные исследования, прове­денные М. Шёбеком и И. Роллофом, позволяют говорить по мень­шей мере о девяти таких дорогах. Из них три связывали столицу с городами Энчёпингом, Упсалой и местечком Римбо, от которого путь шел к Нортелье. В Упсале собиралась (одна из древнейших в Швеции) зимняя ярмарка железа, мехов, кожи, домашних тка­ней; город имел прямые связи с Норботеном, т. е. поставщиками мехов . Энчёпинг, через который вывозили медь в Любек, имел широкие права на торговлю в Далекарлии, держал международ­ную трехнедельную ярмарку (Tjugundedagen)  и был, в свою очередь, связан дорогой с Упсалой. Упсала, помимо Стокгольма и

Энчёпинга, имела сухопутную связь с Евле и Нортелье (с послед­ним—через местечко Faringe). В Евле собирались ярмарки и рынки кожи и железа, через его гавань вывозилось железо Естрик- ланда3. Нортелье в XV в. был развивающимся городом, он борол­ся за право вывозного порта (в 1459 г. ему наряду с городами Хэрнёсанд, Раумо, Евле, Эстхаммар, была запрещена активная внешняя торговля). Через Римбо Нортелье был связан с побе­режьем .

Упландские города связывала и вода,— через меларенскую систему. В документах XIII—XIV вв. упоминаются водные'пути (ныне исчезнувшие или замененные каналами), которые подходи­ли с разных сторон к Мураэнг — месту древнего тинга свеев, где выбирали конунга; сложившийся неподалеку чёпстад Фолъкландс- тингстад был соперником Сигтуны и СтокгольмаВодные пути между Стокгольмом, Сигтуной, Упсалой, Фолькландстингстадом, Энчёпингом и Вестеросом были налажены еще с эпохи викингов , когда уровень воды стоял выше и Меларен соединялся с морем лишь одним Норстрёмом (в древности Стоксунд); тогда же исполь­зовались (в том числе, для кораблей викингов) судоходные пути от Бирки и Упсалы к Хюсби и Нортелье .