Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 124

Не исключено, что через Телье транспортировали железо бюр­геры Эребру, что представляло угрозу для официальных вывозных гаваней. Не случайно в 1423 г. Эрик Померанский назвал Телье,. тогда уже Чёпстад, как и Трусу, в числе «незаконных» стапелей. При Энгельбректе Энгельбректссоне начали рыть канал, чтобы соединить Телье с Мелареном, минуя Стокгольм, и достаточно глубокий для прохода больших кораблей (залив Телье был мел­ким) ; канал не закончили, но примечательно, что Телье тогда мыслился как возможный соперник Стокгольма25. Так же точно документы начала XVI в. свидетельствуют, что транспорты из Нэрке и Бергслагена, ближайших районов Вермланда и из Ве- стерйётланда шли через Эскильстуну (юго-западный берег Мела- рена), а из свейских и северных земель — через упландский Эстхаммар. Единственный порт с правом заграничной торговли, лежащий севернее Стокгольма, Эстаммар с середины XIV в. имел право и беспошлинной торговли по стране (1368 г.), с Ревелем, затем — с карелами и русскими; в Д444 г. он получил право за­граничного вывоза и ввоза, в 1459 г. потерял его, затем, видимо, получил снова, так как в 1502 г. его (и Эрегрунда — упландского порта, быстро растущего в XV в.) права на торговлю в иностран­ных портах были опять ликвидированы 26.

Аналогичные материалы имеются по ётскому «кусту» городов (см. карту с. 120), многократно связанных дорогами между собой,

22         PRF, N 10, 77 о. a.; Bergquist Е. Н., Schnell I. Strдngnдs och Strдngnдs trak- ten, s. 3— 43.

23         Bruns F., II, S. 118, 119; Flammarstrцm I. Op. cit., s. 159.

24         PRF, N 73, 127: Styjje C. G. Skandinavien, s. 222-223.