Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 127

Смоландский город Йёнчёпинг, расположенный в южной части оз. Веттерн, стоял на дороге между Эстер- и Вестерйётландом, ко­торая упоминается еще в рунических надписях . Судя по город­ским хартиям, город имел связь со Скарой, Стокгольмом (через который сбывал в Любек масло, жир и др.), Линчёпингом (право свободного взаимного посещения с торговыми целями), Эребру и Чёпингом (туда гнал отары скупленного в деревне скота, особен­но овец, предназначенного для сбыта в Бергслагене), Людосом и Сёдерчёпингом (в 1338 г. был освобожден от части пошлин в этих крупнейших на восточном и западном торговых путях гаванях Швеции). Дороги от города вели к датским границам, в частности к Хальмстаду, где бюргеры сбывали лошадей и тех же овец; Йёнчёпинг рано стал одним из центров животноводческой торгов­ли с Данией. С 1417 г. его бюргеры имели право из «любого чёп- стада плыть на корабле», т. е. получили доступ к зарубежной морской торговле. Наконец, в течение XIV—XV вв. он успешно торговал в округе, где подавлял все «незаконные» торжища38 Специальное изучение древней дорожной сети города подтвержда­ет густоту его коммуникаций уже с XIII в. От Йёнчёпинга отхо­дило по меньшей мере восемь дорог, в том числе к крупнейшему городу страны Кальмару, к Векшё, Багезунду (совр. Ульрисе- хамн), Фальчёпингу, к узловым- и приграничным поселениям об­ласти. Одновременно город был связан с важнейшими дорогами, ведущими в Халланд и к Дании: дорога «Лагастиган» вела к Лахольму или Хельсингборгу, а «Ниссастиган» — к Хальмстаду. У местечка Стигамот  Лагастиган встречалась с дорогой из Век­шё. Стоит ли удивляться, что три ярмарки Йёнчёпинга были многолюдными, что в XV в. он вел широкий и дифференцирован­ный экспорт (особенно шкур и кож), а с XVI в. стал одним из крупнейших городов Швеции.