Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 128

Итак, очевидно, что старые области Швеции отличались гу­стотой дорог, в том числе сухопутных, узловыми центрами и опорными пунктами которых являлись города.

Можно без труда обнаружить интересную связь между доро­гами и топографией городов, в частности городскими улицами. В одних случаях дороги, у скрещения которых возник город, дали начало его улицам, в других — улицы города переходили за его воротами в дороги. Эта связь оставила следы в законодательстве. Так, из Эстйёталага явствует, что обычной была такая планиров­ка поселения, когда на его территории пересекались две улицы и, т. е. поселепие возникло буквально на перекрестке дорог. В том же ётском Шеннинге старинная улица Маркнадсгатан (Ярмароч­ная, она же Digger — «Толстая», «Широкая») в средние века на­зывалась Вадстенагатан — «путь на Вадстену»; она шла от центра города и торга, затем переходила в Линчёпингсгатан («Дорога к Линчёпингу»), от которой, в свою очередь, начиналась Фаллин- гегатан, и т. д. Две дороги, у скрещения которых в свое время возник меларенский город Стренгнес, стали затем его улицами: Гилленхьельмсгатан и Ернвэгенгатан; Маркнадсгатан (или Альменнингсгатан — «Публичная», «Общественная») улица в Фальчёпинге также пересекала торг и являлась, как предпола­гают, частью древнего пути, который проходил городом (или на участке которого возник город),— знаменитой Эриксгаты.

Эриксгата (Eriksgata) упоминается в областных законах, за­тем Ландслаге Магнуса Эрикссона. Этим маршрутом шведский король, избранный на традиционном типге! около Упсалы (Мура- тинг), объезжал затем главные области — «ланды»: Упланд, Сё- дерманлапд, Эстер- и Вестерйётланд, Вестманлапд, Пэрке, Смо- ланд (или Десять херадов), Вестманланд и снова Упланд, повто­ряя вступительную клятву и принимая вассальную присягу. Когда и при каких обстоятельствах возникло наименование этого пути, до сих пор неясно 46. Но маршрут шведских королей про­ходил по вполне реальному пути, своеобразной «окружной доро­ге» соединявшей между собою главные области страны и поэто­му ставшей важным объединительным элементом. Из Упсалы дорога шла к Стренгнесу (Сёдерманланд), затем эстйёты должны были признать короля на своем тинге (он собирался в Линчёпин- ге) и проводить его до Юнабека (Junabдck) — местечка на южной оконечности оз. Веттерн, ставшего основой городка Junakцping, т. е. Йёнчёпинга. Там королю приносили клятву смоландцы, и он, встреченный вестйётами, отбывал на их тинг (в Скару) 48. Марш­рут короля в разных областных законах не вполне совпадает, но в данном случае важно не это, а обыденность указаний па проме­жуточные пункты встречи и принесения клятв: Свинтуна, «сере­дина леса» Хулавед, Рамундебуда и т. д.; очевидно, современни­кам были хорошо известны названные пункты и ведущие к ним пути» .