Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 129

Вероятно, Маркнадсгатан в Шеннинге, главные улицы того же названия в немалом числе других городов (Сёдерчёпинге, Энчё- пинге, Вадстене и др.) также являлись отрезками этой древней общественной дороги, где некогда были стоянки-перевалы, ярма­рочные пункты и т. п. Во всяком случае, Эриксгата определенно проходила через Упсалу, Стренгнес, Йёнчёпинг, вероятно, также через Линчёпинг и Скару (поскольку там собирались областные тинги, на которых приносилась присяга). Зависимость между этой общей дорогой всех свеев, ётов, смоландцев и городами (как теми, через которые она проходила, так и теми, которые на ней вырос­ли позднее) очевидна .

Передвижения по суше были длительнее, чем но морю. Адам Бременский свидетельствовал, что плавание по морю из Сконе в Бирку или Сигтуну занимало 5 дней, столько же — из Бирки до Руси (через Неву) . В то же время путешествие из Сконе по суше занимало неделю, из Скары, через Телье до Сигтуны или

Бирки — еще три неделии. Длительность сухопутных передви­жений объяснялась не столько «огромными труднопроходимыми лесами», покрывавшими страну (поскольку путешественники не продирались сквозь чащу, а двигались по тропам), но всей совокупностью условий такого путешествия, которые изменялись медленнее, чем исчезали леса и росла дорожная сеть: примитив­ными средствами сообщения, опасными встречами разного рода и плохими дорогами. Н. Бекман не случайно упоминает, что в 30-е годы XV в. один итальянский купец добирался от Вадстены до Людоса в течение 8 дней : темпы сухопутных передвижений за 400 лет мало изменились.

Сухопутные дороги в средневековой Швеции чаще всего пред­ставляли собою тропы, утрамбованные людьми и лошадьми. Осо­бенно важные участки укреплялись досками (по три доски в ширину для пешехода) или камнями. Судя по ётским областным законам, нормирующим ширину улицы в поселении, уже к XIII в. ширину ответственных участков общественных дорог предписы­валось доводить до 7—9 локтей, к концу столетия — до 15 локтей (т. е. соответственно 3,5—4,5 и 7,5 м) . Но, по наблюдениям Н. Бекмана, и позднее «главные дороги», например пути между западной и восточной ётскими областями, от границы с Эстерйёт- ландом к Хьё и др., бывали не более 6 м в ширину, т. е. доста­точными лишь для разъезда двух телег с сопровождающими. Мо­стились они гравием (щебенкой), иногда поверх булыжника, но чаще встречались узкие, немощеные дороги. Мосты (первые све­дения о них содержатся в рунических надписях XI в.) имели обычно ширину, достаточную для продвижения телеги с сопро­вождающим лицом. Как правило, строительство и починка дорог и мостов возлагались на жителей близлежащих поселений; иногда отдельные лица делали эту работу по обету: она считалась бого­угодной, ее посвящали памяти погибших родичей и т. п.