Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 130

Население Швеции, этой богатой внутренними водами страны, издревле предпочитало путешествовать по водным путям: по от­крытой воде — летом, озерному и речному льду — зимой. Ледовые и водные пути значительно облегчали и транспортировку грузов

Использовались протоки и озера, волоки, мосты, броды и пере­езды. В старых районах все сколько-нибудь заметные поселения имели доступ к водным путям. В этих условиях расширение се­ти сухопуток и особенно их география, отчетливо «.привязанная» к городам, свидетельствует о развитии именно внутренних связей и важного места в этом процессе городов.

Развитие сухопутных коммуникаций в прибрежных районах Балтики, Меларена и проливов, где издавна господствовали кабо­тажные связи, вызывалось и известными трудностями морских путешествий, которые требовали значительных затрат, зависели от капризов стихии сурового Севера, от морских разбойников. Морской разбой на Балтике особенно развился в середине XIV в., когда его «возглавил» датский король Вальдемар Аттердагг с 1460 г. разорявший и суда, и прибрежные поселения Готланда, Эланда, Сконе, Блекинге и т. д. Даже если наши представления о масштабах каперства на Балтике преувеличены , ущерб от пе­го был очень велик. К. Вейбулль правильно подметил, что морской разбой на Балтике во второй половине XIV в. имел несколько особый характер: он служил политическим целям, виталийцам покровительствовали правительства то одной, то другой балтий­ской страны. Так, после Вальдемара Датского, применившего ме­тоды морского разбоя в борьбе с ганзейскими городами, их исполь­зовали как оружие в борьбе за шведский престол сначала Алъб- рект Мекленбургский — против Маргариты Датской, затем сама королева Маргарита, принуждавшая ганзейцев уйти из замков Сконе, занятых ими по Штральзундскому миру, позднее — ее преемник Эрик Померанский, воевавший с Ганзой (20-е годы) . Захват кораблей виталийцами  и во время межгосударственных конфликтов был обычной акцией. Все это очень затрудняло мор­ские путешествия. Не случайно с конца XIV в. на Балтике начи­нает сильно расширяться сеть ближних и дальних сухопутных торговых дорог (kopwech). Этот процесс был характерен и для Швеции.