Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 54

В принципе профессиональная структура шведского города бы­ла такой же, как в большинстве средних и мелких городов тогдаш­ней Европы. Равным образом характерной была зависимость номенклатуры городских занятий от величины и общей специали­зации города  и рост, особенно в крупных городах, так называе­мого непроизводительного населения. Из региональных особенно­стей городов атланто-балтийского региона можно отметить значи­тельный удельный вес рыбаков, аграрного населения, групп обслу­живания торговли.

Следует сказать, что, хотя численное соотношение между не­посредственными производителями и торговцами было в пользу первых, в целом элемент населения, профессионально связанный с торговлей, в том числе с ее обслуживанием, был в шведских горо­дах весьма значителен: более 10 специальностей торговцев, 3—5 извозных и такелажных профессий, кораблестроители, судовла­дельцы, матросы и лоцманы, лодочники, портовые и рыночные служащие, наконец ремесленники нескольких специальностей, занятые изготовлением тары (особенно бочары: до 20 чел. в Сток­гольме), строительством амбаров и т. п. Из 100 с лишним город­ских специальностей, известных по документам, не менее трети было связано с торговлей, ее средствами и организацией, в том числе торговлей внешней. Очень важное место в профиле швед­ских городов торговли через порт, мореходства и морских занятий вообще характерно для городов Скандинавии и всего балтийского ареала28. Закономерно и то место, которое занимали в социопро- фессиопальной структуре купцы, связанные с внешней торговлей, которые в некоторых официальных документах противопоставле­ны всем прочим горожанам, в том числе другим торговцам и ре­месленникам.

Оценивая профессиональный состав шведского города, уровень разделения труда и функций, можно отметить, что даже на фоне развитого деревепского ремесла город выступает как средоточие ремесленного производства, центр межотраслевого и внутриотрас­левого разделения труда, передовых для данной стадии форм организации (трехчленная мастерская). Но в сравнении с передо­выми странами Европы шведское городское ремесло отставало. В экономической характеристике тогдашнего шведского города преобладает торговля — как собственно товарообмен, так и разные виды его обслуживания (перевозки, такелажные, контрольно- пошлинные работы и т. д.). Не случайно городское производство было малопривлекательным для фиска, его интересы мало учиты­вались центральной властью. Главное внимание правительство обращало на городскую торговлю, и во многом вследствие этого шведский город XIII—XV вв. известен прежде всего как торговый центр. Следующей особенностью демографической структуры го­рода была значительность прослойки лиц, занятых аграрным тру­дом и добывающими промыслами, что являлось еще одним кана­лом органической связи города с периферией.