Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 58

Очевидно, что восточная Скандинавия в период, предшествую­щий активному классо- и городообразованию, не находилась в со­стоянии культурной изоляции; она имела импульсы из центров европейских цивилизаций конца античности и начала средневе­ковья, причем прежде всего через торговые каналы. Следует также отметить, что «культурный мост» между европейским Се­вером и римской цивилизацией проходил не только через южных и восточных германцев, но и через Восточную Европу — балтов и славян, причем последняя линия связи была, вероятно, более регулярной.

Вместе с тем можно констатировать, что основные связи вос- точноскандинавских племен в то время осуществлялись более всего в рамках балтийского региона — черта, характерная для шведской торговли всего средневековья. Предметы поморско-скан- динавского и восточноскандинавского типов, как и определенные признаки скандинавского погребального обряда, обнаружены в погребениях IIV вв. на территории Поморья, а также на Волы­ни. В VI—VIII вв. восточные скандинавы расширили торговые связи с поморскими славянами, балтами и их соседями; они при­возили туда и свои, и западноевропейские вещи, выменивали их на янтарь, рабов, вероятно, уже и на кольбергскую соль. Одно­временно они продолжали торговать с Центральной и Западной Европой, где им принадлежала более пассивная роль, а ведущую играли фризы — постоянные «гости» в Бирке. Столица фризов Дорестад (устье Рейна) регулярно посещалась свеями. В VIII в. Дорестадом владели франки, что вообще «спрямило» связи свеев с Франкским государством . В IX в. важнейшее место в балтий­ской торговле, а также связях с Британией, Ирландией и конти­нентом занял фризско-франко-саксонский город Шлезвиг-Хайт- хабу или Хедебю (южная Ютландия). Одновременно в Северо-За­падной Руси выросли Старая Ладога, затем Новгород, в IX— X вв.— Псков, Смоленск, Полоцк, Муром .