Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 88

Территориальное размещение торговли в городах свидетельст­вует о ее повседневности, о развитии мелких, розничных сделок и расширепии в рассматриваемый период социальной базы товар­ного обращения. Размещение торговли в городе говорит также о ее подчинении принципам бюргерского корпоратизма.

4. БОРЬБА ГОРОДОВ И БЮРГЕРСТВА ЗА ТОРГОВЫЕ ПРИВИЛЕГИИ И РЫНОЧНУЮ МОНОПОЛИЮ

Концентрация обмена в городах, усиление роли города как центра внутреннего и внешнего обмена были как фактором, так и итогом развития рынка. Эта объективная позиция города закреп­лялась и реализовывалась путем прав и привилегий, борьба за ко­торые по мере расширения социальной базы товарно-денежных отношений принимала все более ожесточенные и многообразные формы.

Право па торговлю, прежде всего профессиональную, форми­ровалось как одна из основных сословпо-корпоративных привиле­гий бюргерства, которой города стремились придать монопольный характер. Эта задача, как мы видели, решалась уже в XIII в. Вто­рая жаловаппая грамота Йёпчёпингу от 1284 г., подписанная в Бьельбу, в ответ на соответствующие жалобы и просьбы горожан не только запретила все торжища, которые устраивали бонды «у себя дома», пои обязала торговцев Смоланда, будь каждый изпих (по статусу?) бонд или купец, жить в чёпстаде, только там совер­шать любые сделки; «иностранные купцы и (купцы?) из других городов» могли торговать в Йёнчёпинге лишь на ярмарках, триж­ды в год04.

Данный документ обнаруживает основные направления корпо­ративно-ограничительной политики городов в области торговли:

сужение территориальной базы обмена, прежде всего ограни­чение внегородской торговли, сосредоточение ее в городах, в опре­деленных пунктах городской территории; 2} сужение социальной базы обмена за счет ограничения торговли негорожан, сосредоточе­ния обмена в рамках бюргерской корпорации, причем с исключи­тельными привилегиями местных бюргеров.