Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 146

Значительный поток скупщиков шел из городов и пригородов. Сведения о них более отрывочны, чем сведения о торговле пего- рожан, которая упоминается во многих документах, поскольку считалась «пезакоппой» и подвергалась постоянным запретам, бюргерская же торговля обычно входила в сословные права и спе­циально регламентировалась лишь в отдельных, нетипичных слу­чаях.

Благодаря таким случаям мы узнаем, что торговлей в деревне и на промыслах занимались купцы-чёпманы. В Ландслаге чёпма- ны названы наряду с клириками, свенами, министериалами, бон­дами и ландбу в числе тех, что приезжает в деревню с купечески­ми товарами и торгует, разъезжая из селения в селение, «беспре­рывно продавая и покупая». Даларнская уставная грамота 1499 г. гласила: «Ни один купец не может продавать и покупать медь в горе (т. е. на руднике), а (должен) ехать в города»81. Упсальские документы свидетельствуют о специализированной скупке в деревне, в частности кож. Скупали пе только купцы: уже говорилось в этой связи о мясниках. В середине XV в. особая грамота разрешила «бюргерам города Йёнчёпинга, всем и каждому в отдельности, закупать и вывозить всякого рода зерно для их собственных нужд, равно как и скот, в городах, или в деревне, как им будет удобнее, по всему государству Швеции» . Такие же права на закупку в деревне зерна, муки, солода и пр. имели жите­ли других городов 3\ Эти закупки производились, в частности, «во дворе бонда».

Эти и аналогичные им свидетельства, отрывочные и пестрые, дают представление о нескольких видах бюргерской торговли в де­ревне: закупки для собственного хозяйства, для нужд семьи; про­фессиональное перекупщничество, барышничество; торговля экс­портными товарами; скупка на местах с целью вывоза на рынок. Последняя производилась: специализированными местными торгов­цами (например, мясниками) и чёпманами, которые вывозили местное сырье взамен привезенных экспортных товаров. В послед­нем случае скупка сельскохозяйственной продукции имела харак­тер посреднической, чисто торговой деятельности. Такой я<е ха­рактер имела, вероятно, и скупка продукции деревенского ремесла, прежде всего ткачества. Несколько городских купцов носили фа­милии-прозвища, свидетельствующие о связи с деревенским сук­ноделием. Широкую известность в свое время имела купеческая семья Вадмаль. В 1425 г. среди шведских купцов Або фигурирует Хенрик Вадмаль. Его сын или брат Лоренс (Лауренс) был одним из крупнейших шведских купцов в первой половине XV в., вол большую торговлю, особенно с Фландрией, откуда вывозил сукно. Жил Лоренс Вадмаль па ведущей к торгу Чуркогатан, сре­ди городской купеческой верхушки, имел в городе солидную не­движимость; в 1426 г. он подарил Абоскому собору каменный