Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 133

Очевидно также, что главным местом «соединения» обоих тор­говых районов и одновременно обмена между сельскохозяйствен­ными и промысловыми районами был меларенский тракт, точнее, семь меларенских городов во главе со Столкгольмом. То, что Сток­гольм, Вестерос и некоторые города имели преимущественные торговые позиции в Далекарлии, а Стокгольм — монопольные права в торговле Приботнии (так называемое «ботнийское торго­вое принуждение») , свидетельствует о регулярности коммерче­ских связей между меларенским районом, гаванями Западной и Северной Ботнии (Худиксваль, Сундсваль, Хернёсанд, Умео, Пи- тео, Люлео, Торнео) и гаванями финского берега.

Наконец, можно отметить, что различия в хозяйственном про­филе отдельных областей и районов в рассматриваемый период по­лучили уже характер экономического районирования; обмен за­крепил особенности природных условий в виде производственной и социальной специализации: выделение городов (и складывание в их среде профилированных групп); сельскохозяйственный уклон отдельных областей; складывание промысловых районов опреде­ленного профиля: рыболовство на морском побережье, горное де­ло в Центральной Швеции, охота на пушного зверя в северных и центральных областях страны; выделение кустарно-промысло­вых занятий: грубая деревообработка и выжигание древесного угля в Бергслагене, кораблестроение в приморских поселениях, ткачество в Вестерйётлаиде и на о. Эланд, кузнечное дело в вестйётских местечках Марк и Кинд и др. (см. ниже). Разносто­ронний рост хозяйственной специализации — одно из проявлений общественного разделения труда, а следовательно, важный фак­тор развития товарного хозяйства и обмена.

Межобластные торговые связи в ряде случаев выходили за пре­делы страны, захватывая соседние, приграничные области. Об этом можно судить, в частности, по торговле финското берега. Финское побережье Балтийского моря, омываемое Ботническим и Финским заливами, стояло в центре транзита запад — восток, север — юг, т. е. занимало одно из ключевых мест в торговых коммуникациях северного региона. Буквально на самом скрещении этих путей и на выходе внутренних дорог (по р. Ауре) вырос стапельный город Або (Турку) с его двумя международными ярмарками (шестинедельной августовской и зимней).