Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 167

Комиссиями. для города занимались, как правило, купцы и судовладельцы, принадлежавшие или близкие к тем же муници­пальным кругам, а также зарубежные купцы и шкиперы14в. И здесь можно отметить ту же закономерность: какая-то часть профессиональных торговцев формировалась «через статус» — через выполнение коммерческих поручений города или посредст­вом связи с купцами во время пребывания на городской службе; именно так стали купцами, в частности, некоторые городские но- тарии, весовщики, ремесленники.

Важное место в делах многих крупных купцов занимало предпринимательство, а также операции по кредиту и откупам, эксплуатация ювелирных и других мастерских. Почти все дипломы, фиксирующие право бюргеров на землю в деревне, ка­саются именно купцов; для них было обыденным делом иметь земельные владения и держателей в сельской местности.

Среда купцов-чёпманов, как это очевидно, не была однород­ной. Лучше всего известна купеческая элита с ее многообразной, насыщенной деятельностью, проникавшей в разные сферы хо­зяйственной и общественной жизни. Но среда чёпмапов были и менее зажиточные люди, деятельность которых отразилась лишь в отдельных фактах. Эта неоднородность чёпманской среды за­фиксирована законодательством: глава XIV Законов о торговле Стадслага вводит ценз состоятельности чёпмана при допуске его к закупочной торговле, когда формируются партии экспортного товара,— оптовой, полуоптовой и розничной (наименее в данном случае выгодной, к которой допускались и наимепее состоятель­ные купцы).

Среди профессиональных дел торговцев одно из важнейших мест занимал фрахт.

3. КУПЕЧЕСТВО И ТОРГОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

Материал о торговых перевозках представляет большой ин­терес, поскольку только он дает представление о некоторых сферах, формах организации и приемах торговли; «в обычных» городских источниках и дипломах эти сюжеты почти не просмат­риваются.