Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 169

Между этими чертами зарубежной шведской торговли — чис­ленным преобладанием в ней мелких и средних фрахтовщиков и большим участием торговцев из самой Швеции — была опре­деленная связь; обе они в немалой степени определялись спе­цификой транспортных средств и условий товарных перевозок на Балтике.

Корабли всегда стоили дорого, особенно немецкие или не­мецкого образца: кугги, а также карвы, клиппы, шиффы с грузоподъемностью до 60—100 лэстов, т. е. 150—200 т . На них ходили ганзейские купцы, а в Швеции владеть таким кораблем было иод силу только самым богатым людям: регентам, видным дворянам, некоторым торговым городам, самым известным куп­цам. Такой корабль имел вестеросский бургомистр Педер Япссон, торговавший железом; стокгольмские патриции Бенгт Смоле- нипг, Ханс Динкстеде, Стефан Вестйёте ; город Стокгольм, ре­генты из семьи Стуре и рыцарь Лауренс Аксельссон 1Ч4. Сплошьи рядом кораблем владели на паях, приобретая «долю корабля»: 1/2, 1/3 и т. д. Такие владельцы корабельных паев фигурируют в кальмарских Памятных книгах: в 30-е годы XV в. бюргер го­рода Маттис Датчанин (Danske) приобрел землю взамен поло­вины корабля; Педер Каре (Kare, Karon) приобрел половину корабля; долю в корабле имел Олоф Трестасон155 и т. д. Сток­гольмскому купцу Маттиасу, не расплатившемуся с долгами по покупкам хмеля, грозила потеря его доли в корабле (tali til hans skip) ,5в. Иногда крупным кораблем владели на паях бюргеры нескольких городов 15Т.

В провинциальных городах обычно использовались небольшие корабли — боты грузоподъемностью по 5—6, 10, 12 и 24 лэстов 158. Такими кораблями владели, в частности, купцы Або и Выборга (данные по второй половине XV в.) 150. Чем меньшего размера были корабли, тем чаще ими владели местные купцы-шведы и финны, и тем чаще ходили они сами на своих кораблях 1в0.