Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 170

Во главе кораблей стояли «моряки» и командиры — «шиима- ны» и «стурманы» (skipman, styreman), которые плавали либо под главенством владельцев, либо по их заданию (т. е. служили за зарплату161), либо «от себя», как кораблевладельцы. Послед­них называют чаще всего «шкиперами» (skeppare).

В городских документах фигурируют десятки шкиперов: бо­лее 80 — в Памятных книгах Стокгольма (включая 24 шипмана и 5 стурманов), а Кальмарских — до 20 шкиперов и шипманов. Но если шипманы и стурманы — это всегда лица, возглавляющие команду на чужом корабле, то шкиперами называли лиц разного статуса. По существу это был собирательный термин. В узком смысле шкипер — также глава корабельной команды. Но если одни шкиперы были лицами наемного труда и служили на чужих кораблях в качестве капитанов (как, например, те, что упоми­наются в связи с кораблями Стена Стуре, господ или стокгольм­ских купцов как их личные «корабельные командиры») 162, то другие владели кораблями, которыми командовали, и р. качестве кораблевладельцев принимали заказы на перевозкиtes. Обычно это были разовые перевозки, которые оплачивались по контракту

155       Ktb, s. 75, 147, 150, 153.

156       St. tb 1, s. 20; St. tb 2, s.151.

157       HUB, VIII, 989.

158       Booten, skuten (skutorna), snacka. В конце XIV в. между Любеком и швед­скими городами также ходили именно средние и небольшие корабли (в том числе до Стокгольма).— Kumlien К. Schweden, S. 58; Weibull С. Op. cit., s. 68 f., о. tabl. 5, 6.

159       Ahvenainen A. Op. cit., S. 37, 38; Ruuth I. W. Op. cit., Ill, s. 77—78.