Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 171

160       Ahvenainen A. Op. cit., S. 37, 38.

161       Например, за одну ездку из Лифляндии в Стокгольм (или наоборот) шипман получал 2 мк (St. tb 2, s. 68).

162       За поездку из Стокгольма в Лифляндию такой шкипер получал по 6 эре в неделю (St. tb 2, s. 110).

163       О шкиперах — судовладельцах см.: St. tb 1, s. 76, 105, 132, 135; St. tb 2, s. 54.

в зависимости от маршрута, иногда величины и характера груза .

Контракт или заказ на перевозку (fracktene) оформлялся в магистрате, и там же свидетельствовалась расплата1в8. Су­дебные дела, возбужденные в связи с тем, что какие-то купцы не отдавали шкиперам плату за фрахт, в нарушение «водного права» (waturettin), известны из тех же городских книг.

Из этих документов также видно, что если корабль нани­мала группа купцов, то каждый из них платил шкиперу в соот­ветствии с принадлежавшей ему долей перевозимого- товара. Найм корабля группой купцов был очень распространен, на од­ном корабле могли перевозиться грузы 20 и более лиц, которые иногда их сами же и сопровождали .

Судя по всем данным, шкиперы-судовладельцы имели обык­новение брать наряду с фрахтом торговые комиссии, а также занимались торговлей от себя, иногда крупной. Так, шкипер Герд, «мельник», привез в Стокгольм из Голландии и продал партию соли без малого на 357 мк; по каким-то предыдущим делам он был должен купцу Бертилю Смиду 350 мк . Шкипер Олоф имел собственность в Бергслагене, в рудниках. В доку­ментах говорится как об обычном деле об объединении шкиперов между собой и с купцами во всевозможные компании для со­вершения торговых путешествий (см. гл. 2). В таможенных книгах Любека также фиксируются случаи, когда один шкипер не только платил пошлину за несколько поездок, но платил ее одновременно за два и более корабля, притом за купеческие то­вары . Таким образом, шкиперы-судовладельцы обычно бывали hl купцами. Занимались торговлей и наемные шкиперы-капи­таны и матросы.