Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 180

В целом по своим основным показателям — составу, происхож­дению, занятиям, характеру и направлению эволюции — профес­сиональные торговцы в шведских городах обнаруживают типично феодальные черты. Это, в частности: связь торговой профессии и высокого общественного статуса; аккумуляция «бюргерских эле­ментов» в деревне как лаборатория по выработке кадров город­ского (национального) купечества и роль города, городского ку­печества в этой аккумуляции; трансформация побочных торговых заработков в основные и всеобщее втягивание городских жите­лей в разные виды торговли.

Торгово-купеческая среда городов являлась главной социаль­ной силой, объединявшей разные города страны и связывавшей Швецию с городами всей Балтики и других районов Европы.

196 Boh man L. Op. cit., s. 73 о. а. Памятником могущества торговых «кресть­янских» хуторов средневекового Готланда остались около 100 церквей на его территории.

Глав а 2

ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ ТОРГОВЦЕВ

Подобно другим социальным группам феодального мира, куп­цы создавали свои объединения, которые стали одной из тради­ционных особенностей профессиональной торговли и самого бытия средневекового купечества. Большинство объединений строилось по типу кооперации — универсальной организации, имеющей целью увеличение производительности труда. Такая кооперация, как известно, присуща всем этапам развития общества, но отли­чается па каждом из них своими особенностями, зависящими прежде всего от конкретных социальных условий, а также непо­средственных целей данного объединения. Из общественных уст­ройств, повлиявших на формы торговых объединений, Ф. Энгельс особо выделил общину как присущую средневековью форму об­щественной регуляции: именно по образцу общины-марки строи­лись тогда и городские ремесленные цехи, и горные товарищества, где членство или пай гарантировали участнику равную со всеми «долю» прав, обязанностей, привилегий, доходов данной органи­зации. То же относится и к объединениям купцов, которые также были, подобно современникам, не индивидуалистами, а общин­никами \