Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 185

Ранние объединения купцов имели еще одну типичную фор­му — форму фактории, как земляческой общности, создаваемой купцами на чужой стороне, в местах постоянных торговых и скла­дочных пунктов. Центром факторий на чужой стороне часто так­же становилось организуемое там место религиозного культа, с XI в.— христианская церковь, прежде всего посвященная Нико­лаю Угоднику; в Швеции покровителем путешественников (и странствующих торговцев!) был также св. Олоф. Церкви св. Николая, еще до XII в. выросшие вдоль побережья Балтийско­го моря, вдоль главных торговых путей с Запада на Восток, по­казывают размещение там торговых колоний, основываемых про­фессиональными купцами . Церковь св. Олафа была, но данным рунической надписи из Упланда, возведена в Новгороде что прямо свидетельствует о наличии подворья купцов из Швеции. Позднее там образовали свою общину («гутский двор») купцы- зимники, приходившие с Готланда (Wasserfahrer), но это, ви­димо, были уже по большей части обосновавшиеся в Вис5к> немцы.

Таким образом, средневековые купеческие общности в Шве­ции, как и во всей Европе, явились итогом длительного развития и достаточно высокого уровня общественной жизни. Они сложи­лись в определенных социальных условиях — в условиях генезиса феодализма, возникновения городов и формирования профессио­нального купечества как заметного, хотя поначалу и узкого, слоя населения складывающихся городов, связанного прежде всего с дальней торговлей. Эти первоначальные качества ранней профес­сиональной торговли определили и черты ее ранней организации: органическую связь с развивающимся городом, нацеленность на задачи дальней торговли, преобладание личностных форм связей и взаимных гарантий. Создание объединений купцов было как итогом, так и фактором социальной дифференциации, действую­щим, в частности, через нарушение кровнородственных связей и имущественную дифференциацию внутри семьи.