Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 189

Что касается собственно торговли, то в Швеции более всего была распространена комменда, когда труд и капитал вносились разными лицами: один доверял товар и деньги (ср. итальянский commentator, или «спящий партнер»), другой осуществлял самую операцию за плату либо долю в прибыли (ср. итальянский trakta- tor); при этом трактатором мог быть иностранный купец, а «спя­щим» — местный феодал. При всех условиях (многовариантность данного союза, форм компенсации и т. д.) этот тип партнерства по сути близок к найму услуг. Похоже, что в Швеции роль трак- татора нередко выполнял шкипер, перевозивший порученный ему товар.

В связи с формой и устройством компании интересен сохра­нившийся договор об оплате шкипера. Там сказано, что шкипер получит известную оплату после доставки некоего Ханса Хогбе- на «и нескольких [других] купцов, которые погрузили товары (som gotzeth sathe)» на его корабль . Из текста не вполне ясно, перевозил ли шкипер только товары или их владельцев тоже. Но в договоре проставлено имя лишь одного Хогбена, из чего можно заключить, что Ханс Хогбеп был как бы главой этого товарище­ства, выступал от его имени; возможно, он был трактатором.

Известна и «кредитная» комменда, когда торговец «нанимал» капитал; здесь уже комменда является фактически кредитным со­глашением а7.

Судя по всему, товарищества типа коллеганцы, связанные с комиссионерством, были весьма распространены в Швеции, при­чем, как правило, сведения об этом так или иначе связаны с пе­ревозками на кораблях. То мы узнаем о найме корабля па паях (такие факты особенно часты), причем пайщиков — до 20 чел., и они расплачивались в соответствии с долей перевозимого това­ра ,8; в ряде случаев корабль нанимали лица разного граяаданства или из разных городов, совершавшие совместную перевозку своих товаров, например купцы из Нючёпинга вместе с купцами из Данцига  пли купцы из Стокгольма вместе с висбийцами . Но очень часто речь идет именно о трактаторстве. Факты о комиссиях но доставке и устройству товаров буквально наполняют городские книги. То оформляется сама комиссия такого рода, когда пере­возка возлагается на особое лицо, чаще всего шкипера, а грузит он товары купцов, дворян и т. д. В других случаях купец пе­ревозил товары третьих лиц вместе со своими .