Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 190

Власти требовали тщательной фиксации принадлежности то­вара, дабы трактатор, выдав чужие товары за свои, не нарушил пошлинный режим. Поэтому город строго контролировал все «sдllskap» с чужаками; на них требовалось особое разрешение городского совета, получить которое можно было после специаль­ного ходатайства сторон и по предъявлении чужаком рекоменда­тельных документов от официальных органов родного города. В 1505 г. регент Сванте Нильссон Стуре вынужден был издать специальное предписание, чтобы любекские шкиперы не грузили товары шведов вместе со своими товарами \ Иногда купцы про­возили под видом своих товары из страны, с которой у Швеции в данный момент складывались напряженные отношения; в этом случае комиссионерство расценивалось как контрабанда и оправ­дываться надо было по нормам высшей юрисдикции (с 12 сопри- сяжниками) .

Нередко разные товарищества купцов, связанных именно с морскими перевозками, группировались вокруг так называемого «конвоя» — каравана судов с вооруженной командой, который со­ставлялся для транспортировки интернационального стапельного товара, чаще всего одного: соли, вина, металла. Одним из круп­нейших конвоев того времени был ганзейский караваи с солью из Байе — Байе-флот. Он шел зимой, чтобы поспеть к открытию сконской сельдяной путины и ярмарки . Трудные условия зим­него мореплавания и характер товара определили состав конвоя: он включал до 100 с лишним тяжелогрузных судов водоизмеще­нием до 800 т. В байе-флот входили не только ганзейские, но также датские и голландские корабли . В иные годы байе-флот, освободившись, заходил за вином, в частности ларошельским (так называемое байе-вино).

Обычно каждая группа купцов-складников нанимала в каче­стве трактатора капитана корабля шкипера — судовладельца или особого агента; он получал комиссионные. Прибыль при удач­ном плавании была велика, так как соль продавалась в Брюгге в два раза дороже, чем стоила в Байе. После окончания операции конвой расформировывался, отдельные корабли расходились по портам назначения, заходя и в шведские гавани. Конвои все же были гарантией от пиратов; эту систему — обычно в значи­тельно более скромном, чем байе-флот, масштабе — применяли достаточно широко. Известно, что из Стокгольма и других швед­ских городов торговые конвои ходили на Готланд с железом и другими тяжелыми товарами .