Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 195

Итак, перед нами —характерное устройство средневековой шведской гильдии: совместные праздничные и поминальные мес­сы, трапезы и (как известно из других материалов) шествия, осо­бые нормы поведения в отношении друг друга и всей общности, взаимная материальная и физическая помощь, в том числе при столкновениях с нечленами гильдии; наличие общего здания — дома гильдии , своей церкви или алтаря, казны, каких-то гиль­дейских дел, своей администрации (обычно выборные олдерманы, иногда с помощниками)  и какой-то юрисдикции: право рассмот­рения проступков против гильдейских коллективов, право нала­гать взыскания и получать штрафы.

Последующие известные нам гильдейские статуты — уже от XV в.— лишь детализируют эту структуру и распорядки, но в принципе мало что прибавляют к ним. Члены гильдии в других уставах (gilde, congilde) всегда противопоставляются нечлену гильдии (vtan gildis man, поп gilde, extranei). Гильдия выступает как корпорация избранных людей, противостоящих всем прочим — «чужакам» — и являющихся совладельцами, соучастниками, со- пользователями гильдейской системы правообязанностей, прежде всего привилегий и доходов.

В ряде случаев общность профессиональных интересов членов гильдии выходит на первый план, например в ремесленных гиль­диях (о них — в следующей главе).

О купеческих гильдиях — братствах профессиональных торгов­цев — известно гораздо меньше. А. Шюк попытался вычленить все более или менее определенные указания такого рода из соот­ветствующих документов XIV и XV вв. и, таким образом, опре­делить гильдии торговцев . Одной из первых он называет гиль­дии Олофа (до 10 по стране), древнейшие из которых возникли в Линчёпинге (данные от 1303 г.); Норчёпинг, Сёдертелье и Тур- схелла имели изображение св. Олофа на своих печатях. Там были дома соответствующих гильдий. Св. Олоф, часто путешест­вовавший по морю, почитался как покровитель купцов; гуты, осо- бепно широко занимавшиеся торговлей, считали его «своим» свя­тым. В Норвегии, откуда, видимо, и распространился по Швеции культ св. Олофа, он также был связан с бюргерскими торговыми слоями. Именно с купцами были прежде всего связаны «брат­ства св. Николая». В Висбю такое братство существовало с нача­ла XIII в. (и сегодня можно видеть мощные стены церкви св. Николая), затем упоминается в Або, с XV в.— в Стренгнесе, Арбуге, Кальмаре, Стокгольме и Турсхелле. Культ св. Якоба (Иакова) был в балтийском мире также связан с путешествую­щими по морю. Гильдии, посвященные этому святому, как пра­вило, составлялись купцами. Якобсгилле уже с XIII в. известны в Стокгольме и Висбю; в последнем была капелла св. Иакова, пастор которой, как известно из письма 1225 г., мог допускать к исповеди и отпущению грехов также иностранных купцов. Сток­гольмская Якобсгилле имела свою капеллу на Нормальме .