Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 197

Гильдии богоматери были в средние века очень распростране­ны. Устав одной норвежской гильдии св. Марии подтверждает ее связь с купеческими кругами. Там говорится, что если купец — член гильдии, находясь в деловой поездке по этой или чужой стра­не, в результате кораблекрушения потеряет товаров на три и бо­лее марок, собратья должны оказать ему материальную помощь; если он попадет в тюрьму в чужой земле, собратья должны запла­тить за него выкуп. Н. Анлунд считает, что Мариагилле вклю­чали и жителей сельских территорий, в частности в Упланде, что вполне вероятно.

Отдельные сведения о купеческих гильдиях в разных городах (Эрьяпсгилле в Медной горе, Персгилле в Упсале и др.) позво­ляют предположить, что общее число гильдий было больше, чем мы пока представляем. Имеются предположения о существовании шкиперских гильдий, например гильдии в Кальмаре, которую так­же с известными основаниями можно считать объединением тор­говцев .

Характер этих объединений выступает вполне отчетливо, в бго основе лежат все те же охрана и равное участие в пользовании корпоративно-сословными привилегиями и собственностью, в ко­торую эти привилегии входили в качестве важной составной части.

Вместе с тем узкопрофилированные гильдии в шведских горо­дах явно не преобладали. В ремесленных братствах зачастую объединялись лица смежных профессий (портные и стригальщики, поясники, сумочники и кошелечпики), иногда — довольно дале­ких 8,i. Выше уже говорилось как о том, что в ремесленные цехи могли записываться (и записывались) торговцы, так и о том, что некоторые ремесленники являлись членами гильдий, основу ко­торых, бесспорно, составляли купцы, например гильдии св. Гер­труды, Кристоферсгилле и др.