Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 206

Церкви св. Николая появились во многих шведских чёпста- дах 115, а также в таких городах — торговых партнерах, как Любек и Стокгольм, Новгород и Висбю, и связь между ними подтвержда­ется фактами И6. Как известно, церкви Олофа и Николая в Сток­гольме были выстроены именно на купеческую складчину, из них первая — па средства шведских купцов. В принципе так же об­стояло дело с рядом церквей св. Петра 117.

Социальная окрашенность гильдий, сложившихся при церкви, может быть обнаружена и тогда, когда это объединение на первый взгляд представляется лишь «приходским», т. е. как бы террито­риальным. То, что в такую гильдию часто сходились соседи или члены одного церковного прихода, известно по всем балтийским городам118. Но если обратиться к системе расселения горожан — так, как она выглядит хотя бы в Налоговых описях или может быть реставрирована по Земельным книгам,— то можно заметить в ней несомненную социально-профессиональную и этническую

1,1 Цех сапожников, например, имел алтарь своих святых в Сторчурке (сток­гольмский собор) и торжественную цеховую мессу там слушал 25 октября (.liansson S. Ur skomakareurkets historia, s. 111).

112       Blaschke К. Nikolaikirchen.

113       Drake К. Der Kirchenplatz, S. 169, 170.

114       Писцовые книги 1496 г., с. 1—11, 17 сл., 22, 29, 38 сл., 48 сл.

115       Церкви Николая во второй половине XII в. в Скаре, в 1278 г. в Вестеро­се и др. См.: Sundquist N. Cistercienserna och tegelbyggnadskonsten, s. 25 о. f. Их было много и на Готланде — «острове 100 церквей», где каж­дый торговый бонд старался выстроить хотя бы алтарь (ср. карту в кн.: Lindholm S. Knngar, s. 100).