Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 274

С середины XV в. в постановлениях о ландсчёп усиливается, однако, мотив, впервые прозвучавший в конце XIII в.— в хартии Йёнчёпингу от 1284 г. Тогда горожане жаловались правительству, что бонды Смоланда взяли за правило устраивать в деревне, «у себя дома», ярмарки и торговать там друг с другом, так что совер­шить сделку с бондом, купить у него или продать ему что-либо горожанин мог лишь на таких ярмарках. Этот обычай смоланд- ских бондов не был изжит, так как жалобы Йёнчёпинга продолжа­лись и в XIV в. (1315 и 1332 гг.) , и функционирование «пеза- конпых ярмарок» в Смоланде продолжалось. Во второй половине XV в. начинание смоландцев распространилось по всей стране.

В Упланде в Норланде появились «незаконные гавани» (olaga hampnar), которые конкурировали со стокгольмским рынком80.

Начиная с 80-х годов XIV в. жалобы на «незаконные» гавани и ярмарки поступают уже от всех главных городов Вестерйётлан- да, Смоланда, Упланда и других областей, но еще в 1546 г. Густа­ву Вазе пришлось издать специальный «Указ о купеческой торгов­ле», согласно которому запрещались все виды ландсчёп и «неза­конных» мест торговли, купцы обязывались жить и торговать только в городах, бондам воспрещалось продавать то, что не выхо­дило из их собственного хозяйства.

Документация о ландсчёп при всей ее неизбежной односторон­ности и тенденциозности несет чрезвычайно выразительную ин­формацию о структуре торговли деревенского населения: кто, что, где, как, кому, для чего продавал и покупал.

Действительно, в формулировке понятия «ландсчёп» Государ­ственного уложения XV в. среди тех, кто занимается торговлей в деревне, переезжая из селения в селение, «беспрерывно прода­вая и покупая», названы: «купцы, клирики, свены, должностные лица, бонды, арендары или другие мужчины и женщины из дерев­ни» . В частном постановлении о занятии ландсчёп в пригороде Упсалы (1488) перечислены «свободнорожденные фрельсисмаиы, бонды, ландбу, общинники, а также купцы» . Наконец, в поста­новлении Государственного совета по тому же поводу, помимо бондов, названы «бедные мужики и слуги» (lцse karla ос dren- gie) .