Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 405

17 X. Андерссон в с ноем интересном исследовании (Anderson Н. Urbanisierte Ortschaften und lateinische Terminologie) называет 16 городов из числа

развитие города из торгового местечка18, ярмарочного центра (см. табл. 2). При этом все более ощущалась связь с промыслами, портом, путями сообщения. Абсолютное большинство средневеко­вых городов страны было связано с морем — непосредственно либо через речные и озерные системы; 70% портов, расположен­ных на морском побережье, стали полноправными городами. В но- воосвоенных областях, в частности Норланде, города складывались из портовых местечек, которые обычно служили центрами админи­страции и сбора государственных податей; такие города начали свою историю преимущественно в XV в.

Пути городообразоваиия были явно связаны с этапами обще­ственного развития страны, эволюцией в ней феодального строя. После XIII в., завершившего в Швеции складывание феодализма и образование средневековых городов, развитие городов пошло преимущественно «вглубь», за счет старых центров. Складывание новых городов замедлилось и происходило большей частью в хот;е колонизации окраин.

Очевидно также, что специфика развития шведских средневе­ковых городов во многом порождалась условиями деревенского хозяйства, обусловленного природно-экономической балтийской средой, а также определялась особенностями балтийской торго­вой конъюнктуры.

выросших до Стадслага. первым письменным свидетельством о развитии которых служат грамоты об основании там монастырей (нищенствую­щими орденами).

18 Характерный материал см. в кн.: Larsson L.-O. Vдxjц frдn fomtida mavk- nadsplals...

26    Ср. материалы по датским городам (особенно Копенгагену). ИТтральзун- ду и Ревелю (Каплински К. Й. Ремесленники города Таллина, с. IЯ—17; Fritze К. Die Hansestadt Stralsund, s. 160; Berg IL Del Danske HaandvaTks Historia, s. 13 o. f.).