Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 265

В том же Бергслагене бонды регулярно поставляли плавиль­ням древесный уголь, а шахтам — крепежный материал; дрова и лесоматериалы, в частности бочарная древесина, поступали от бондов в города 3\ Известно, что из Швеции регулярно вывозили неразделанное дерево, доски, бересту, смолу и другие продукты лесного промысла 30; вероятно, их поставляли бонды. Судя по но­менклатуре изделий городских бочаров и столяров, мелкая деревян­ная утварь и бытовая посуда вообще или почти не изготовлялась в городе; видимо эти предметы также привозили бонды. Извест­но, в частности, что обработкой дерева особенно славились дерев­ни Вестерйётлацда, а также финские поселения на побережье Балтики, откуда всевозможная деревянная посуда вывозилась сотнями штук .

Важнейшим промыслом в ряде прибрежных поселений было- плотничество, особенно судостроение. В эпоху викингов постройка и снаряжение кораблей были, как известно, повинностью бондов (ledung, snдkkiolag), и эта повинность в виде денежного побора просуществовала в Швеции до конца XV в., особенно в приморских и приозерных областях. В XIV в. каждая сотня обязывалась выс­тавить (или оплатить) 4 корабля, причем бонды должны были сами позаботиться о починке этих судов . В XIV и XV вв. древние и сильные в приморской Швеции традиции крупного судостроения ослабели. Судя по отдельным находкам, шведы до XVI в. строили преимущественно небольшие каботажные и речные суда — шпякн (snдka), шхуны (ладья, skuta), карвы (karva), но строили в боль­шом числе. Лодки же (bддt) были составной частью имущества крестьян побережья и многих горожан, не говоря о рыбаках. Лодки и корабли находились под охраной королевского мира, тор­говля ими особо нормировалась в Государственном законодатель­стве XV в. Выше говорилось, что кораблестроение стало отра- елью городского ремесла лишь к концу рассматриваемого периода, да и тогда в городах — точнее, в пригородах — строили преимуще­ственно крупные суда, сооружением более мелких плавучих средств занимались бонды. Специальное исследование этого вопроса, проведенное на финском материале, показало: в 11 поселениях Юго-Западной Финляндии (округ Nдrpes) 32 бонда занимались изготовлением ботов и ладей; в 1539 г. Олаус Магнус в своей Carta Marina обозначил это место: «Hic fabricatur naves», а в 1550 г. из этого района в Стокгольм доставили на продажу 1030 ботов .