Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 302

Наконец, монастырь имел регулярные ежегодные доходы как специфическое церковное учреждение. Они поступали к нему со всей страны: вклады, завещания, дарения частных лиц — недвижи­мость, монеты, золото, серебро и изделия из них, скот, одежда, сукно, котлы и др., а также деньги с населения каждого епископ­ства «в честь св. Марии». «Белое» духовенство имело также еже­годные поступления в виде отчислений V» или'/з от папской деся­тины; полученные суммы должны были «поровну» делиться между епископом, приходской церковью и бедными; с XIV в. епископы стали забирать часть милостыни на содержание госпиталей72.

При несомненном сходстве с крупным светским хозяйством того же времени крупное монастырское хозяйство отличалось от него тремя главными моментами: наличием домепа с применением отработок держателей; значительными поступлениями движимого имущества извне, со всей страны; сильными сеньориальными по­зициями в городах. Так, Вадстена к XV в. уже была чёпстадом; между тем монастырь имел там фискальные и отчасти судебные права, получал с горожан ренту и, судя по хартии 1400 г., даже взимал с них барщину в размере 12 дней с каждого полного на­дела ежегодно73.

Хотя монастырь получал много разнообразных продуктов и дома же их обрабатывал, кое-что ему приходилось подкупать. Его агенты ездили по стране «для того, чтобы купить скот и про­чее» для нужд монастыря. Кроме того, монастырь приобретал парчу и полотно для церковного облачения, мех и кожи, белое и красное вино, ладан74. В списке годичных расходов на нужды монастыря также от середины XV в. значатся до 26 фунтов пря­ностей, корзина винных ягод, воск, ладан, стопа бумаги, 17г бочки церковного вина 75. Возможно, покупными были 7 шп финских щук, 2 лэста сконской сельди, 0,5 лэста соленого североботнического лосося76.