Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 307

87         DD, s. 193, 194 f, 199 f.; SMR, N 377.

88         DD, N 85, 86, 867, 868.

89         DD, N 261. '9n DD, N 870.

'9t В Вадстеновском монастыре, например, был лишь один кузнец с подруч­ным (SFS, 1914, s. 292).

Монастыри были, потребителям^ тЪваров городского ремесла: ювелирного, строительного, мебельного, стекольно-витражногог оловянного, портновского и т. д. Но многое они делали в своем хозяйстве силами братии либо наемных мастеров, достигнув боль­шого искусства, в частности, в ткацком деле, вышивке, винокуре­нии и др. Некоторые ремесла развивались преимущественно в монастырях: это изготовление пергамента и книжное дело. Последним славился особенно Вадстеновский монастырь, где ра­ботал известный мастер Петрус Иоханнес Штекаре (умер в 1405 г.); известны и мастерские в Упсале и Стокгольме. Книжным делом, особенно иллюстрацией книг, чаще всего занимались монахи не­мецкого происхождения. Монастыри стали затем и первыми цент­рами шведского книгопечатания. Хотя большинство печатных книг поступало в Швецию из Германии, в Швеции были свои ти­пографии, сосредоточенные по преимуществу в монастырях. Пе­чатные прессы имелись в монастырях Вадстены и Мариефреда.

Несмотря на очевидную активизацию коммерческой деятельно­сти церковно-монастырские хозяйства втягивались в товарно-де­нежные отношения медленнее и слабее, чем хозяйства светские; их торговля в большей мере имела потребительский характер, их торговые привилегии сильнее задевали бюргеров. Большая замкну­тость церковно-монастырских хозяйств объяснялась, видимо, при­током к ним денег и потребительных стоимостей от всего населения страны (не говоря уже об освобождении от налогов и естшшга) . О размерах вкладов и пожертвований и о той роли, которую они играли для того же Вадстеновского монастыря, дает его финансо­вый отчет за 1539 г. (в это время, после редукции монастырских земель, доходы монастыря складывались в основном из этих вкла­дов и пожертвований), составленный еще по форме 1444 г.В течение того года монастырь получил 3227г мк в качестве вкла­дов; свыше 2587г мк по завещаниям; свыше 204 мк на мессы, в подарок к праздникам и по разным иным поводам. Вместе с ос­татком прихода предыдущего года (29'/г мк) это составило весьма значительную сумму в 842 мк 77г эре. Кроме того, монастырь получил несколько драгоценных вещей, два золотых венгерских гульдена и 457г лота весового серебра. На эти средства оп купил продукты питания, оплатил труд постоянных прислужников и от­дельные услуги, а 10 мк с лишним перевел в баланс следующе­го года.