Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 266

Важнейшей чертой хозяйственной истории средневековой Шве­ции было, как уже говорилось, сохранение на уровне кустарного промысла прядения и ткачества. Грубое домотканое сукно — вад­маль входило в число основных платежных средств. Будучи нам­ного (в 4,5—30 раз) дешевле ввозных сукон , вадмаль нескольких сортов являлся «главной одежной тканью» Швеции, его носили бонды и ландбу, горняки и горожане, слуги и служанки . Его не зазорно было носить и королю. «Носить вадмаль — вот обычай нашей страны», — читаем мы в политической поэме Хенрика Ти- деманссона (1465—1500) «Конунг». Полотно, которое носили шведы, также было деревенского происхождения. В источниках первой половины XV в. упоминается «шведское или смоландское полотно», «льняное полотно двойной ширины» (repaelaerip't), верм- ландское (с Эланда) . В Биркрэтте полотно фигурирует в числе главных товаров, причем особо говорится о вестйётском полотне . В этой области (как и на Эланде) некоторые слои населения и целые деревни специализировались и на производстве домашних сукон, а в конце XVI в. ткачество стало основой развития нового города Буроса . Тысячи локтей вадмаля и полотна продавались на ярмарках, особенно старинной Упсальской . Сбывали вадмаль и полотно в первую очередь сами бонды; вероятно, скупкой это­го товара на местах занимались и профессиональные торговцы или их посредники: ведь шведские домашние ткани широко вывозились за границу, в том числе на Русь (через Готланд) и в другие страны .

Распространенным домашним ремеслом было изготовление ка­натов. Даже в Мальме, где существовал один из немногих в Шве­ции канатных цехов, «бонды из деревни» торговали канатами, увязанными в бухты по 20 и 10 метров 52.