Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 318

Общим итогом деятельности феодалов в области рыночных от­ношений было, с одной стороны, укрепление господствующего класса, в первую очередь его правящей элиты; с другой — рост его социальных коммуникаций, сцементированных интересами по рынку. Оба эти результата в течение второй половины XIV и осо­бенно в XV в. являлись факторами государственной консолидации. Нельзя не подчеркнуть здесь принципиальное значение развития города и товарно-денежных отношений как важнейшего элемента развития политической роли правящей верхушки феодалов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕВ течение XIII—XV вв. шведский рынок пережил ряд «воли» - ситуационных спадов и подъемов, связанных, в частности, и с «черной смертью», и с периодически обостряющимся положением внутри и вне страны. Но материал не фиксирует в течение рас­сматриваемого периода сколько-нибудь длительного кризиса; в целом развитие шведского рынка за эти три столетия пережило общий значительный подъем, рынок занял весьма значительное место в общественной жизни. Об этом свидетельствуют следую­щие показатели: заметное расширение ассортимента товаров за счет рядового производства города, деревни, рудников; товари- зация домашних промыслов; экономическая специализация райо­нов и поселений; значительное увеличение числа торговых цент­ров разного типа; рост дорожной сети, в частности, четко привя­занной к торговому транзиту; специализация профессиональных торговцев и торговли; систематизация монетной чеканки и отно­шений кредита, зарождение векселя; складывание коммерческого делопроизводства и нотариата; возросшее внимание к вопросам рынка со стороны разных общественных групп и в политике го­сударства.

Важнейший качественный показатель развития рынка при феодализме — расширение его социальной базы и состава непо­средственных субъектов обращения. В течение рассматриваемого периода социальная база рынка расширилась, в нее включались в той или иной мере представители всего производительного на­селения. Соответственно преобладающее место в номенклатуре сбыта заняли товары широкого потребления, по охвату субъектов шведский рынок с XIV в. приобрел социально всеобщий характер: в рыночных операциях непосредственно участвовали (реально или потенциально) представители всех социальных слоев, что свой­ственно развитому феодальному рынку. Ему была присуща и другая черта: преобладание в сбыте непосредственных производи­телей продукта труда на рабочей силой,преобладание непрофес­сиональной торговли над профессиональной за счет непосредст­венного участия в ней самодеятельного населения. Важной осо­бенностью было сравнительно регулярное использование торговли как вспомогательного, побочного занятия жителей города и дерев- яш и расширение за этот счет профессиональной торговле, еь своего рода демократизация