Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 321

Определенные социальные различия в области рынка проявля­лись также в аспектах спроса и предложения. Так, производитель­ные слои больше сбывали, чем приобретали; у вотчинников, на­против, спрос превышал предложение. Это естественное следствие феодальной системы распределения — практики односторонних платежей (повинностей), т. е. изъятия части потенциального то­варного продукта у непосредственных производителей. Особен­ностью Швеции была не просто замедленная коммутация рент, но возрастание с середины XIV в. доли продуктовых платежей, вследствие чего продукты выходили на рынок (товаризовались) и через руки крестьян, и во все большей мере через дворы ренто- получателей. Сбыт феодалов и казны имел концентрированную форму, ориентировался на дальние и внешние рынки, был увязан с употреблением крупных платежных средств и безмонетными расчетами; он осуществлялся через посредство крупного купече­ского капитала, носителями которого в стране были немецкие купцы. В этой же сфере торговли вращались горные предприни­матели. Мелкие хозяева — ремесленники города и деревни, кресть­яне, горняки и рыбаки, равно как мелкие и средние торговцы, действовали на ближних и внутреннйх рынках, в сфере мелких, розничных операций, употребляли мелкую монету. Можно конста­тировать, что главная линия размежевания рынка проходила не между его внешней и внутренней сферами, не между городом и деревней, не между «немцами» и «шведами», а по социально-иму­щественной вертикали. Области торговли (крупная, дальняя, внеш­няя — мелкая, ближняя, внутренняя) размежевывались в соот­ветствии с поляризацией общественных слоев и состояний внутри каждого слоя: с одной стороны — вотчинники, государство, круп­ное купечество и предприниматели, с другой — непосредственные производители города и деревни, мелкие и средние торговцы. Со­циальное размежевание сфер торговли имело корпоративный ха­рактер, ведущие позиции на рынке высших общественных групп и высших групп каждого слоя закреплялись путем сословных при­вилегий, включающихся в структуру собственности.