Сванидзе А.А. Сведневековый город и рынок Швеции. Страница 329

Капъ (кар, kappa, кареп, cap) — мера славянского происхождения. При­менялась особенно для транспортировки соли. В 1203 г. и, согласно догово­ру Новгорода от 1269 г., равнялась 8 лп , т. е. 55—68 г. По могла вмещать и до 190 кг. В дальнейшем сохраняла высокий вес.

Сак (sack), «мешок». В ганзейской торговле солью, ворванью, медом, ви­ном приравнивался к «бочке» п считался за 20 лп, т. е. в пределах 160 кг.

Меса (mes, mees, mesa), «рюкзак», «корзина». Мера объема твердых тел, преимущественно металла. Согласно датским документам, была «большая» и «малая» (digher, litil) меса. В XIV в. «большая» меса вмещала от 3 до 10 шп; в конце XV в. меса железа — до 4 шп , или '/г стига, т. е. 560— 680 кг. Меса угля иногда приравнивалась к коргу, иногда — к 3 фатам (т. е. 260 кг). Была специальная «меса (тюленьего) жира», «меса сельди» зя.

Корг (korg).— примерно 6—12 тунн угля, У2 стига; ryggkorg угля— 1 тунна.

Стиг (stig) — мера преимущественно угля. В конце XV в. вмещал до

12—14 тунн углязв.

Бар, бара (bar, bara), тачка, носилки, мера объема главным образом

металла.

Бус (bos) — 10 омов.

Канна (каппа), жбан, кувшин. Вмещала У48 или Vee тунны, приравни­валась к двум штофам 37; в конце XV — начале XVI в. вмещала примерно 2,62 литра жидкости, или 1,6 кг зерна.

Штоф (stop), кружка38, составлял У2 канны.

Фердинг (fierding, fiдrdingsдm) XU ома, или 12 канн, примерно 31,5 л.

Анкаре (ankare, «весы»)—редкая мера в 15 канн39, или 30 штофов; иногда считалась за *Д ома, т. е. за фердинг.

Лагель или лагена (lagel, lagein, lдgein, lдgein, lagena, от лат. lagena, ср. нем. lechalon, lechelen) — груженный жидкостью бочонок, вмещал 48 канн, т. е. был примерно равен тунне или фату 40.

По ганзейским данным от 1460 г.41, применялись также: фодер (foder, fuder), обычно служил для перевозки рейнских вин, вмещал 6 омов, или 360 канн, или 4 фата;